Компьютерные программы для косметологии

1. Возможности человека поистине велики. Вся история человечества - это непрерывный поиск, создание, испытание и применение новых Возможностей. Порой этот процесс идет быстрее, иногда медленнее, но в любом случае он был и остается важнейшим в развитии Человечества. Торговля - не менее древний вид деятельности человека - позволила Возможностям стать весьма выгодным товаром.

2. Появление первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ) не вызвало у человечества такого бурного всплеска эмоций, как, скажем, создание автомобиля, аэроплана или телевидения. По сравнению с этими чудесами XX века, первые десятилетия существования ЭВМ прошли почти как у Золушки - много работы и никаких балов. Но наконец люди поняли, что машина умеет не только считать, - и вот электронная Золушка превратилась в Его Величество Компьютер. Сейчас компьютер слышит, видит, говорит и уже пытается думать. Он есть везде. Он может все (а если чего-то не может - завтра научится). И, безусловно, предоставляет огромные Возможности, которые, кстати, прекрасно продаются.

3. Некоторые поняли значимость этого товара раньше других: полюбуйтесь на Била Гейтса - владельца «Microsoft». Его состояние растет быстрее, чем у нефтяных королей. Главная причина этого: компьютерные возможности огромны, их число ограничено лишь фантазией человека (причем, с фантазиями компьютер тоже может помочь), а за Возможности люди готовы платить.

Речь пойдет о новом на сегодня виде бизнеса — компьютерном моделировании результатов пластических операций и косметологических процедур и особенностях его организации. Реальную возможность для этого дает российский программный продукт, разработанный научно-производственной группой «Наутилус» (Санкт-Петербург) совместно с Центром пластической и реконструктивной хирургии профессора Белоусова А.Е., на базе которого были проведены клинические и технические испытания. Программа позволяет вести картотеку клиентов, изменять введенное видео- или цифровой камерой исходное изображение клиента в соответствии с прогнозируемым результатом пластической операции или косметологической процедуры, сохранять и сравнивать промежуточные варианты.

Кроме того, программа позволяет накапливать конечные изображения в виде базы графических объектов, а также выдавать фотоизображение в печатном виде. Таким образом, процесс поиска образа становится более наглядным для клиента и для специалиста. Около 2-х лет назад в НПГ «Наутилус» было разработано программное обеспечение «Компьютерное моделирование имиджа», которое на сегодняшний день используется более чем в 200 салонах красоты Москвы, Санкт-Петербурга и даже за границей.

Опыт использования и продвижения этой программы, развития самого бизнеса может быть применен и в отношении программы компьютерного моделирования результатов пластических операций и косметологических процедур. Действительно, обе программы по ряду признаков можно отнести к группе узкоспециализированных профессиональных программных продуктов, позволяющих создавать виртуальные образы внешнего вида человека, выбирать оптимальные, что зависит от индивидуальных особенностей клиента, его пожеланий и профессионального уровня специалиста.

Общим является и возможность использования программных продуктов не только в местах непосредственной реализации конечной услуги (косметологических салонах, клиниках и центрах пластической хирургии и аппаратной косметологии), но и в так называемых «выносных» консультационных студиях, о которых мы поговорим далее. Необходимо отметить, что наиболее эффективной будет практика работы с данными программными продуктами высококлассных специалистов (стилистов-парикмахеров, пластических хирургов, врачей-косметологов). Это приводит, с одной стороны, к улучшению качества предварительной услуги по компьютерному моделированию, и, как следствие, к повышению ее значимости для клиента, а, с другой стороны, позволяет устанавливать более высокую стоимость услуги.

Поэтому профессиональные программы, созданные для решения задач прикладной эстетики, имеют простой, интуитивно понятный интерфейс, не требуют специальной компьютерной подготовки и предоставляют пользователю возможность полностью сосредоточиться на общении с клиентом. Важным результатом применения таких программ является рост популярности организации, где проводится компьютерное моделирование. Интересно, что даже на территории крупных торговых центров Санкт-Петербурга, где неоднократно проводились рекламные акции с использованием программ «Компьютерное моделирование имиджа» и «Компьютерная микровидеодиагностика волос», число покупателей в эти дни значительно увеличивалось.

Итак, о чем же следует подумать, если Вас заинтересует этот новый и необычный вид услуги?

Первым и достаточно серьезным моментом является психологическая готовность коллектива организации, планирующей предоставление этой услуги, поскольку все, что связано с компьютером, пока необычно для большинства наших соотечественников.

Компьютерное моделирование в творческом поиске образа не заменяет косметолога или пластического хирурга, выполняющих конечную процедуру, а лишь помогает сделать процесс более наглядным для клиента. К сожалению, зачастую это не так просто претворить в жизнь. В нашей практике был случай, когда студия компьютерного моделирования проработала в салоне более полугода, и, тем не менее, большинство мастеров воспринимали компьютер как конкурента, который навязывает свое «железное» мнение клиенту, что только мешает мастеру. Оказалось, что ни один из мастеров ни разу не подошел к компьютеру и даже приблизительно не представлял процесс моделирования. Правда, чаще побеждает любопытство. А если интерес проявляет авторитетный сотрудник или подавляющее большинство коллег проблемы даже не возникает.

В любом случае для коллектива окажется полезным проведение ознакомительных семинаров специалистами по компьютерному моделированию. В процессе проведения подобных семинаров решается сразу несколько вопросов: сотрудники наиболее полно представляют характер выполняемой услуги, повышается профессиональный авторитет специалиста, работающего на установке, а само мероприятие вносит разнообразие в серые трудовые будни.

Для успешной работы как студии, так и базовой организации, необходимо не только взаимопонимание, но и «игра друг на друга». Как правило, клиент сначала общается с сотрудником студии, задача которого: сформировать у клиента положительное мнение об организации и о конкретных исполнителях конечной услуги. Если клиент ранее не был знаком с процедурой компьютерного моделирования, следует объяснить ему преимущества использования этого метода. В результате в выигрыше будут все: и клиент, и сотрудники, и организация.

Довольно часто на сеанс компьютерного моделирования приходят не только для решения конкретной проблемы, но и ради общения. Возможно, это связано с тем, что на самом: деле кроме желания пообщаться, для клиента очень важно мнение профессионала, связанного с «умной» техникой, и причем, мнение по широкому спектру вопросов. Порой от компьютера ждут чуда и расстраиваются, когда оно не происходит. Так или иначе, специалисту студии приходится общаться с разными людьми и на самые разные темы. В этом смысле его деятельность схожа с консультациями психолога. Важно учесть это обстоятельство при выборе сотрудника для работы с компьютерными программами и постоянно наблюдать, насколько он справляется с ситуацией. Нельзя забывать и о том, что помощь всего коллектива в некоторых случаях бывает поистине неоценимой.

Эти краткие, но важные советы, безусловно, не исчерпывают возникающих проблем. В процессе работы наверняка придется решать другие вопросы, неизбежные при внедрении в практику новых прогрессивных методов.

Теперь о том, как лучше оборудовать студию. Минимальные требования к помещению: розетка и два квадратных метра свободной площади. Но для того, чтобы работа была успешной, неплохо:

  • Иметь ровное, достаточное для фотосъемки, освещение. Не беда, если освещения не хватает для обычной фотосъемки. Во-первых, в цифровых фотокамерах всегда есть вспышка, во-вторых, программное обеспечение современных комплексов предусматривает ретушь и изменение освещенности исходных фотографий.
  • Иметь ровный светлый фон для фотосъемки. Тогда и программе, и специалисту будет значительно проще определить на фотографии границу между лицом клиента и фоном. Этот момент может быть важным для некоторых функций программы.

 «Совместить несовместимое».

С одной стороны, окружающие должны знать о действе, происходящем в этом помещении, с другой стороны, их назойливый интерес и добрые советы не должны мешать специалисту работать, а клиенту погрузиться в процедуру моделирования.

Первое обстоятельство поможет решить важнейшую для данного бизнеса проблему, которая заключается в следующем: многие ошибочно полагают, что они знают все о компьютерном моделировании и уверены, что им-то оно совершенно ни к чему. Возможно, это точка зрения авторитетного человека, со временем ставшая для них собственным мнением. Поэтому увиденная даже краем глаза процедура моделирования произведет на них неизгладимое впечатление, и из скептиков они, скорее всего, превратятся в: сторонников метода.

Второе обстоятельство важно для того, чтобы клиенты не чувствовали себя скованно, никому не понравится праздное любопытство к твоей персоне в такой ответственный момент. Особенно важно соблюдение этих условий для «выносных» студий. В отличие от стационарной студии, они порой лишены возможности разместить наглядную информацию о процедуре (мониторы, плакаты, звуковая информация и т.д.) и сами должны быть непосредственной рекламой метода. Неплохим решением могут стать легкие раскладные ширмы. Их можно использовать в качестве фона, более того, к ним легко крепятся рекламные образцы. Через ширму что-то можно увидеть, но давать советы сидящим за ней сложно. Разумеется, их удобно транспортировать. Как показывает опыт, имеет смысл открывать сразу несколько «выносных» студий.

Это позволит решить несколько задач:

  • Распространение информации об основном учреждении, выполняющем конечную услугу.
  • Формирование клиентуры и первичная ее подготовка для посещения основного учреждения.

 Создание выгодного коммерческого предприятия, которым является «выносная» студия.

Пример организации сети подобных студий есть в Санкт-Петербурге, где при клинике пластической хирургии на базе нескольких салонов красоты были созданы консультационные кабинеты с использованием программы «Компьютерное моделирование результатов пластических операций и косметологических процедур». В салонах были проведены предварительные семинары для мастеров, был разъяснен механизм создаваемой модели сотрудничества нескольких организаций и определена материальная заинтересованность всех сторон.

Стоимость услуги компьютерного моделирования может быть довольно высокой, учитывая стоимость и значимость предлагаемого клиенту эстетического вмешательства. Она может составлять до одной десятой стоимости конечной процедуры. Для полноценной консультации требуется, как правило, около одного часа. Пропускная способность кабинета составляет 4-7 клиентов в день. Примерно каждый восьмой клиент становился пациентом пластического хирурга. Но в подавляющем большинстве случаев выполнялась только процедура компьютерного моделирования. При этом программа и оборудование окупились через месяц.

Теперь пора поговорить о приобретении программного продукта. В отличие от любых других продуктов, в т.ч. и компьютерных, в разнообразии которых можно легко потеряться, мировой рынок узкоспециализированных профессиональных программ для компьютерного моделирования внешности человека весьма ограничен. Связано это и с высокой стоимостью разработки подобных программ, и с особенностями написания новых версий (создание их может происходить только на основании опыта предыдущих), и с тем, что при написании таких программ происходит взаимодействие специалистов самых различных областей знаний: программистов, врачей-косметологов, дизайнеров, администраторов и т.д. Порой им непросто понять друг друга, нужны переводчики - в прямом и переносном смыслах. Отсюда высокая стоимость подобной программы. К тому же нелицензионных ее версий, к которым так привык российский компьютерный пользователь, практически нет. Учитывая штучность товара, продает его либо производитель, либо один из немногочисленных дилеров, хорошо известных производителю.

Безусловно, предоставляется полный сервис: продажа, отладка на месте, установка, гарантия на обслуживание и приобретение последующих версий по льготной цене, обучение и даже поставка специализированной мебели в любую мира.

Во времена разгула нелицензионных продуктов широкое распространение получило использование профессиональных графических редакторов типа Adobe Photoshop и др. Поэтому при приобретении программы следует уточнить у продавца, не используются ли, даже в отдельных участках программы, такие графические редакторы, а во время предпродажной демонстрации внимательно наблюдать, не указывается ли в верхней строке название других программ, ибо их наличие может существенно осложнить вашу работу.

Вам повезло, если импортная программа окажется на русском языке. Аналогичные российские программы уже хорошо зарекомендовали себя на мировом рынке и сочетают высокое качество с разумными ценами. Да и работать с ними российскому потребителю гораздо проще.

При приобретении программы заключается договор с продавцом, в котором оговариваются все условия (оплата, получение программы, обучение и т.д.) В первичный пакет входят: лазерный компакт-диск с программой, индивидуальный ключ защиты от нерегламентированного доступа к базам данных программы и ее копирования, руководство пользователя программы. К некоторым программам, содержащим в себе базы исходных изображений, поставляются каталоги. В случае приобретения программы у дилеров обязательно наличие лицензионного соглашения с производителем.

Обучиться работе с программой несложно, даже в случае полной компьютерной безграмотности обычно требуется 2-3 дня. Если пользователь «продвинутый», пренебрегать обучением тоже не стоит. Во всяком деле есть свои тонкости, узнав о которых, кто-то скажет: «Элементарно», но для того, чтобы самостоятельно прийти к этому, потребуется месяца полтора. Поэтому нелишне оговорить некоторые практические детали.

Когда студия работает - появляется не только прибыль, но и затраты. Закономерен вопрос: из чего они складываются? Работающий компьютер потребляет около 500Вт электроэнергии, что соизмеримо с одной трехламповой люстрой. Потребуются также расходные материалы: чернила в картриджах и бумага для принтера. Если рассмотреть эти расходы на примере принтера Epson Stylus Photo 700, то они составляют примерно 4 картриджа (3 цветных и 1 черный) на 120-150 листов специальной бумаги для фотопечати при заливке краской 60-80% площади листа. Опираясь на эти цифры, можно подсчитать себестоимость услуги в зависимости от цен на расходные материалы.

Обслуживание современных компьютеров, которые в целом довольно надежны, как правило, сводится к замене в принтере картриджей с краской. Но все же лучше приобретать технику либо у крупного регионального продавца, либо у поставщика программного обеспечения, ведь в случае даже незначительного сбоя каждый потерянный день работы студии будет означать упущенные прибыли и снижение рейтинга организации. Возможен и тройной договор между покупателем, продавцом программы и региональной компьютерной компанией о послепродажном обслуживании студии. Следует также проверить устойчивость поставок в регион, расходных материалов к выбранному принтеру.

Пожалуй, пришло время подвести итог. Согласитесь, дело это не простое, требующее определенного стартового капитала, постоянного внимания и творческого подхода. Но оно очень интересно, прибыльно и престижно. А самое главное, дает возможность увидеть все по-новому, отойти от жизненных стереотипов и проявить свои возможности там, где до вас еще никого не было! Первым быть всегда интересно.

Илья НАПОЛЬСКИЙ